Каждый зарегистрированный пользователь сайта имеет возможность вести собственный рыболовный блог. Не упустите удобную возможность делиться советами и новостями с рыбалки.

Лодки для рыбалки

Автор
Опубликовано: 1881 день назад (25 сентября 2013)
0
Голосов: 0
Лодки для рыбалки
 
 
ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН
  Если брать опыт США, где увлечение спортивным рыболовством превратилось в целую индустрию с многомиллионным числом поклонников этого вида отдыха, то наиболее характерным примером может служить так называемый Bass Fishing – ловля большеротого американского окуня басса. Одним из атрибутов этого вида спорта как раз являются специальные суда, получившие у нас название «басятники». Эти суда имеют достаточно низкий борт; обязательно наличие широкой ровной площадки внутри кокпита, чтобы максимально облегчить процесс ловли на спиннинг в заброс и последующего вываживания добычи. Также эти суда интересны тем, что именно на них наиболее эффективно реализована схема установки двух подвесных лодочных моторов разной мощности. Маршевый двигатель большой мощности позволяет развивать высокую скорость и быстро перемещаться по водоему на значительные расстояния в поиске наиболее перспективных мест лова. Когда же такое место найдено, то в дело вступает небольшой электромотор с дистанционным управлением, обеспечивающий движение лодки только в районе лова и на небольшой скорости. Однако опыт использования подобных «басятников» в России оказался крайне неудачным. Особенно на таких популярных среди рыболовов водоемах, как Ладожское, Онежское озеро и Рыбинское водохранилище. Низкий борт этих лодок не позволяет удаляться далеко от берега, не говоря уже о выходе на рыбалку даже при незначительном волнении. Для наших природных условий такие лодки не подходят. Какие же суда являются наиболее востребованными в России?
 
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ
  Самыми популярными отечественными судами являются надувные моторные лодки из ПВХ: они не занимают много места при хранении, их удобно транспортировать в сложенном виде и стоят они значительно дешевле судов с жестким корпусом при аналогичных размерах. 
Что касается использования надувных лодок из ПВХ в качестве судов для рыбалки, то здесь есть несколько важных замечаний. Производители этих судов предлагают несколько вариантов пола лодки. Основными типами являются жесткий пол из влагостойкой фанеры или алюминиевых пайол, а также надувной пол низкого или высокого давления (Air Deck).
Для рыбалки категорически не подходят надувные лодки, оборудованные жестким полом из алюминия. Несмотря на аккуратный внешний вид, в воде каждый шаг по ним отдается настоящим раскатом грома. Действие это очень хорошо наблюдать на экране эхолота, когда после любого неосторожного движения находящаяся под лодкой рыба быстро расплывается в разные стороны. Также весьма сомнительным удовольствием представляется использование на рыбалке надувных лодок, оборудованных полом высокого давления (Air Deck). Основное их преимущество перед другими надувными лодками — это удобство и простота сборки. Доведенный до рабочего давления Air Deck позволяет получить ровный жесткий пол, по плотности мало чем уступающий фанере, однако при этом вес лодки существенно уменьшается и на воде она начинает вести себя достаточно неустойчиво. На ходовых качествах лодки это никак не отражается, но вот стоять в ней может только человек с очень хорошо развитым вестибулярным аппаратом. Понятно, какие возникают неудобства при ловле на спиннинг в заброс. На надувных лодках с полом низкого давления этот эффект практически полностью отсутствует. Таким образом, модели с алюминиевым полом и днищем высокого давления относятся к прогулочным и использование их для спортивной рыбалки нежелательно.
 
НАДУВНОЙ ПОЛУФАБРИКАТ
  При приобретении надувной лодки из ПВХ ее будущий владелец должен понимать, что, по сути, он приобретает полуфабрикат. Для того чтобы из этой лодки сделать настоящее рыболовное судно, отвечающее всем требованиям и ожиданиям владельца, а также подготовить ее для того вида рыбалки, которому будет отдаваться наибольшее предпочтение, надувную лодку необходимо подвергнуть основательному тюнингу. Современные возможности дополнительного оборудования надувных лодок специальными аксессуарами, предназначенными для рыбалки, практически неограниченные. Самым популярным и проверенным многими пользователями вариантом подготовки надувной моторной лодки из ПВХ к рыбалке можно считать ее оборудование таргой – дугой для троллинга. Она делает возможным установку нескольких удилищ, а также может служить для несения сигнальных огней и даже фары-искателя. Не будет лишней установка на бортах лодки стаканов для спиннингов и крепежных блоков для дисплея рыбопоискового эхолота и GPS-навигатора внутри кокпита таким образом, чтобы водителю было удобно считывать с них данные. Кроме тюнинга верхней части на надувной лодке, подготавливаемой специально для рыбалки, не помешает дополнительное усиление по днищу, которое защитит его от проколов при выходе на берег или преодолении мелководных каменистых участков. 
 
ЛОДКИ С ЖЕСТКИМ КОРПУСОМ
  Моторная лодка из ПВХ является оптимальным выбором для тех рыболовов, которые сталкиваются с проблемой перевозки и хранения судна в период межсезонья, но если такой проблемы не существует, то имеет смысл обратить внимание на лодки с жестким корпусом длиной до 5–5,5 м. 
Водномоторникам хорошо известны такие моторные лодки, как «Казанка», «Прогресс», «Днепр», «Обь» и др., массовый выпуск которых был налажен еще во времена Советского Союза. И несмотря на то, что возраст некоторых из них на сегодняшний день превышает отметку в 30 лет, их все еще можно встретить на водоемах нашей страны от Калининграда до Владивостока, где они верой и правдой служат своим владельцам. Тем не менее все они изначально проектировались как прогулочные или разъездные суда, не предназначавшиеся для спортивной рыбалки. И прошло немало времени, прежде чем в нашей стране сформировалась концепция моторной лодки относительно небольшого размера для занятия активным видом отдыха на воде. Эта концепция включает в себя следующее: моторная лодка для рыбалки должна иметь максимально открытый кокпит с обязательной возможностью прохода в его носовую часть. Внутри должны иметься многочисленные рундуки для размещения вещей и рыболовных снастей, а также держатели для удилищ, спроектированные таким образом, чтобы при движении и во время рыбалки под ногами не было ничего лишнего. Эти меры служат повышению не только комфорта, но и уровня безопасности. В межкорпусном пространстве между палубой и днищем такие лодки имеют отдельный рундук, плотно закрывающийся крышкой и являющийся штатным местом для хранения улова. Часто такие лодки дополнительно оборудуются дугой для троллинга и другими приспособлениями, предназначенными для облегчения процесса лова. Корпуса современных моторных лодок для рыбалки изготовляют из двух основных материалов — металла и пластика. Практически все они являются глиссирующими судами, развивающими достаточно высокую скорость, что позволяет быстро добраться до места лова. Для таких судов оптимальным решением станет установка четырехтактных подвесных лодочных моторов, которые устойчиво работают на малых оборотах. Четырехтактные двигатели могут длительное время работать на малых оборотах и обеспечивать тем самым небольшую скорость движения, а это очень важно при занятии троллингом. 
Что лучше — металл или пластик? Все зависит от личных предпочтений владельца. Как правило, суда из стеклопластика обладают более привлекательным и аккуратным внешним видом по сравнению с металлическими, но в то же время последние более просты в обслуживании. Практика показывает, что для личного пользования лучшим вариантом является лодка из пластика, но для обеспечения потребностей рыболовных баз и другого коммерческого использования лучше все же подойдут металлические.
 
                                                                    КОМБИНИРОВАННЫЕ СУДА
  Еще одним интересным вариантом лодок для рыбалки являются комбинированные суда с жестким корпусом и надувными бортами, получившие название РИБы. Их основным преимуществом перед другими типами судов стали высокая безопасность и возможность установки дополнительного оборудования, предназначенного как для надувных лодок, так и для судов с жестким корпусом. Эти суда лучше всего подходят для морских рыбалок в прибрежной зоне, а также на крупных водоемах с неблагоприятной для судоходства акваторией. Но, к сожалению, достоинства РИБов пока что не до конца оценены российскими любителями активного отдыха на воде.
 
 
НАСТОЯЩИЕ ЛОДКИ ДЛЯ НАСТОЯЩЕЙ РЫБАЛКИ
  Последний сегмент, который замыкает цепочку судов для спортивной рыбалки, – это суда с длиной корпуса свыше 5,5–6 м, оборудованные закрытой рубкой управления, которая позволяет управлять судном во время непогоды, а также имеющие каюту для сна и отдыха экипажа. 
Это во всех отношениях серьезные суда, позволяющие продолжительное время находиться вдали от базы и имеющие на борту все необходимое для длительного и относительно комфортного пребывания. Наиболее распространенной для таких судов является компоновка корпуса Walk around, позволяющая свободно пройти из кормы в нос судна вдоль рубки по одному борту и таким же образом вернуться обратно по противоположному. Это необходимо для того, чтобы максимально эффективно задействовать полезную площадь надводной части, а также облегчить выход с носа судна при швартовке к необорудованному берегу.
Очень часто на борту таких судов имеются специальные боксы с водой, которая с помощью аэратора постоянно насыщается кислородом. Это необходимо для того, чтобы длительное время сохранять выловленную рыбу в живом состоянии. На дуге для троллинга можно разместить несколько десятков удилищ с наживкой, идущей на разной глубине, что позволяет за один проход по понравившемуся месту облавливать всю толщу воды от дна до поверхности. На борту таких судов имеются запас питьевой воды, плита для приготовления пищи, холодильник или даже морозильная камера. От прогулочных катеров такие суда отличаются меньшей скоростью и более высокой мореходностью, которая позволяет удаляться от берега на значительное расстояние и успешно противостоять небольшому шторму. По сравнению с прогулочными суда для рыбалки обладают более скромной отделкой, но в то же время у них на борту присутствует все необходимое для их главного назначения – успешной рыбалки.
 
Павел ПРУДНИКОВ
Журнал «Охотничий двор» № 8 (август) 2010 г
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!